*РБК — новости » РБК — новости » Общее прошлое: что празднуют 8 Марта? :: Общество :: РБК

**

Общее прошлое: что празднуют 8 Марта? :: Общество :: РБК

Общее прошлое: что празднуют 8 Марта? :: Общество :: РБКЗнание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России. Международный женский день в России — праздник странный. Возникнув как день борьбы за женское равноправие, он постепенно дрейфовал в сторону праздника женщины в самом антифеминистском смысле слова. В мире его отсчет ведется с выступления женщин Нью-Йорка 8 марта 1908 года за политические и экономические права. Часто в качестве отправной точки празднования называют инициативу Клары Цеткин, предложившую в 1910 году отмечать этот день борьбой за женское равноправие. Особенной популярностью праздник пользовался до 20-х годов ХХ века. Война, Великая депрессия и пришествие фашизма в Европу несколько снизили остроту «женского вопроса», но в 1960-е годы популярность его вновь возрастает. Решением ООН с 1975 года он отмечается как Международный день борьбы за права женщин.

В этот день во многих странах мира проходят мероприятия, связанные с противостоянием дискриминации по половому признаку. Где-то, как и в России, этот праздник стал государственным и выходным. В Лаосе это выходной день только для женщин. В Китае женщины в этот день работают меньше, чем мужчины.

В Таджикистане это День матери. В Армении — День материнства и красоты. История феминизма Роль женщины в традиционном обществе всегда была высока. Именно она организует быт, распоряжается в доме, осуществляет сложнейшие внутриродовые коммуникации, организует брачные союзы и во многом саму экономику домохозяйства. Мужчина берет на себя функцию защиты. С появлением государств нового времени с их обилием «несемейных» социальных институтов, жестким разделением публичной и приватной сфер ситуация начинает меняться.

«Брачную дипломатию» Средневековья сменяет профессиональная дипломатия и политические союзы, заключенные на иных основаниях. Раньше кровные узы гарантировали добросовестность партнера. Новый капитализм нашел им замену в виде акционерных обществ и государственных гарантий. Даже идеал многодетности как средства обеспечения в старости сменяется алиментарной системой. Отношения между мужчиной и женщиной теряют жесткую утилитарную привязку и приобретают романтический оттенок. Вполне маргинальная культура трубадуров начинает выступать образцом в отношениях между полами, закрепляя место женщины в приватном пространстве. Приватная среда теряет престиж, но она еще занимает большую часть времени женщины.

Для публичности у нее не остается сил. Возникает представление об изначальной неполноценности женщины, ее предназначенности для семьи. Для благополучных социальных слоев это проявляется в запрете на публичные формы самореализации, для базовых слоев населения — в дискриминации в оплате труда, найма на работу и т. д. Революция в организации быта, произошедшая в Европе на заре XX века, освободила время женщин. У них появляется возможность для выхода в публичное пространство. Но это пространство не предполагало существования в нем женщин. Здесь и возникает ощущение несправедливости этого мира. Потому ранний феминизм был тесно связан с революционным движением, сражающимся с тем же «миром насилия».

В России ситуация не особенно отличается. Появляются женщины-педагоги, врачи, ученые. В 1913 году в России проходит первая конференция, посвященная Дню борьбы за права женщин. Постепенно в борьбу втягиваются женщины — работницы заводов. Движение расширяется. После революции Одним из первых декретов победившей революции стал декрет о равенстве мужчин и женщин (1917 год). В первой Конституции РСФСР 1918 года равенство женщин постулировано максимально широко.

В законодательстве тех лет за женщиной закреплялись равные политические и экономические права, упрощалась процедура развода, легализировались гражданские браки и аборты. Праздник 8 Марта стал днем женщин, победивших в «мужском мире». В 1921 году в стране победившей революции этот праздник получает официальную прописку и официальное признание. Но социальная революция отнюдь не обернулась для России революционным облегчением быта. Последствия многолетней войны добавили новые проблемы, которые традиционно ложились именно на плечи женщин.

 Это, а также политика по секуляризации женщин от «домашнего рабства» привели к тому, что рождаемость в стране снизилась к 1930 годам в шесть раз. Положение в сфере воспроизводства трудовых ресурсов стало осознаваться как катастрофическое. Меняется государственная политика в отношении семьи. В 1930-е годы дискриминируются брачные союзы, кроме легального брака, затрудняются разводы, криминализируются аборты, вводится раздельное обучение в школе, запрет на ряд профессий. Тело человека становится объектом государственного контроля. Меняется и смысл праздника.

Он становится праздником материнства. Не просто матери, но матери-труженицы. В этом виде он закрепляется в 1966 году в качестве государственного праздника. То, что при этом на женщину ложится тройная нагрузка (работа, быт, обязанности матери), не обсуждается. Не обсуждается и то, что существующее положение дел ставит жесткие пределы для реализации женщины в публичном пространстве. Появившиеся в период войны женщины-руководители вытесняются в первые мирные годы. При этом функции организации быта, оставаясь необходимыми, обладают низким социальным статусом. В отличие от США того времени, где статус домохозяйки подается как желанный идеал, в СССР он стигматизируется. Риторика о равенстве входит в серьезное противоречие с реальностью.

В условиях неустроенного, жестко контролируемого быта публичность для женщин становится бременем. Новая эпоха Ситуация начинает меняться в 1970–1980-е годы. Советский народ потихоньку отвоевывает у государства приватное пространство. Если Международное женское движение боролось за права в публичной сфере, то в СССР шел противоположный процесс борьбы за приватизацию собственного тела, собственной частной жизни. В отличие от большей части «советских» праздников, захваченных государством у населения, выхолощенных до неузнаваемости или так и не ставших праздниками, 8 Марта развивалось в противоположном направлении. Из государственного праздника он превращается в домашний. Именно поэтому 8 Марта стал одним из немногих праздников СССР, перекочевавших в следующую эпоху, воспринимавшуюся как возможность «секуляризации себя из мира государства».

Идеи борьбы за права женщин в публичном пространстве оказались оттеснены на периферию (может быть, в силу ущербности самого публичного пространства), а праздник превратился в некий аналог «дня влюбленных». Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.


Видео-бонус:

Похожие новости:

Главу полиции Кельна отправили на пенсию из-за новогодних беспорядков :: По ... Главу полиции Кельна отправили на пенсию из-за новогодних беспорядков :: По ... Начальник полиции Кельна Вольфганг Альберс досрочно отправлен на пенсию после того, как в Германии разразился скандал, связанный...
Кабмин допустил повышение пенсионного возраста для женщин сразу на 8 лет :: ... Кабмин допустил повышение пенсионного возраста для женщин сразу на 8 лет :: ... Один возраст на всех Упоминание темы пенсионного возраста содержится в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 год...
СМИ узнали о докладе полиции перед нападениями на женщин в Кельне :: Общест ... СМИ узнали о докладе полиции перед нападениями на женщин в Кельне :: Общест ... Политика, 02:29 Общество, 02:15 НАЛ. 72,50 72,20 НАЛ. 79,89 79,11 Политика, 01:53 Общество, 01:45 Политика, 01:35 Общество, 00:37 Политика, 00:33...
Ненужные праздники: во сколько стране обходятся длинные каникулы  ... Ненужные праздники: во сколько стране обходятся длинные каникулы ... Чемпион по отдыху Страна только что пережила очередные небольшие «каникулы», которые длились четыре дня, и стали уже...
В Кельне создали группу следователей «Новый год» из более чем 100 чело ... В Кельне создали группу следователей «Новый год» из более чем 100 чело ... Для расследования нападений на женщин в Кельне власти создали группу следователей под названием «Новый год», в которую вошли...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь>
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Добавить

Комментарии

rss
Карта