*РБК — новости » Сирийская эскалация » Сердце дрона: как заставить источник энергии вырабатывать деньги :: Свое дело :: РБК

**

Сердце дрона: как заставить источник энергии вырабатывать деньги :: Свое дело :: РБК

Сердце дрона: как заставить источник энергии вырабатывать деньги :: Свое дело :: РБКПредприниматель Данила Шапошников помогает ученым Юрию Добровольскому и Сергею Нефедкину коммерциализировать их изобретение — компактные водородные топливные элементы, которые могут работать несколько часов, не боясь мороза и влаги. Созданная ими компания AT Energy уже привлекла около 100 млн руб. инвестиций и готовится к покорению мирового рынка беспилотных летательных аппаратов объемом $7 млрд, на котором пока преимущественно используют литиево-ионные аккумуляторы. Из лаборатории на рынок Начало бизнесу положило знакомство Шапошникова с двумя докторами наук в области энергетики и электрохимии — Добровольским из Института проблем химической физики РАН в Черноголовке и Нефедкиным, возглавляющим Центр водородной энергетики в Московском энергетическом институте. У профессоров была идея, как делать низкотемпературные топливные элементы, но они не понимали, как вывести свое изобретение на рынок. «Я выступил предпринимателем-инвестором, который рискнул вывести продукт в рынок из лаборатории», — вспоминает Шапошников в интервью РБК. , Добровольский и  ») и стали готовить опытные образцы. Компания подала заявку и стала резидентом.

Весь 2013 год на арендованной базе института в Черноголовке основатели AT Energy работали над тем, чтобы радикально увеличить срок работы аккумуляторов на основе топливных элементов. «Черноголовка — , там достаточно легко найти и привлечь к работе лаборантов, инженеров и электрохимиков», — говорит. Потом AT Energy. Там и появился первый продукт — топливный элемент для  . «Сердцем» топливного элемента, разработанного в AT Energy, является мембранно-электродный блок, в котором происходит электрохимическая реакция: с одной стороны подается воздух с кислородом, с другой — сжатый газообразный водород, в результате химической реакции окисления водорода вырабатывается энергия. Под реальный продукт AT Energy смогла получить два гранта Сколково (в сумме почти 47 млн руб.), а также привлечь около $1 млн инвестиций.

В проект поверили фонд North Energy Ventures (получил 13,8% AT Energy, его партнером является сам Шапошников), венчурный фонд Phystech Ventures (13,8%), основанный выпускниками Московского физико-технического института, и девелопер «Мортон» (10%); напрямую Шапошникову и Добровольскому сейчас принадлежит по 26,7% AT Energy, а Нефедкину — 9% (все — по данным ЕГРЮЛ). Летает дольше, еще дольше На сегодняшний день почти 80% беспилотников в мире используют электрические двигатели, которые питаются от литиево-ионных или литиево-полимерных аккумуляторов. «Самая большая проблема с батарейками — в том, что в ней есть ограничения энергоемкости по габаритам. Хочешь в два раза больше энергии — ставь еще один аккумулятор, и еще один, и т. д. А в беспилотниках самый важный параметр — это его масса», — объясняет Шапошников. От массы беспилотника зависит его полезная нагрузка — количество устройств, которые можно на него повесить (например, камеры, тепловизоры, сканирующие устройства и пр.), а также время полета. На сегодняшний день дроны летают в основном от получаса до полутора часов.

«Полчаса это неинтересно, — говорит Шапошников. — Получается, только ты его поднял в воздух, как уже пора менять аккумулятор». Кроме того, литиево-ионные батареи капризно себя ведут при отрицательных температурах. Шапошников утверждает, что разработанные в AT Energy топливные элементы позволяют дронам летать до пяти раз дольше: от двух с половиной до четырех часов, а мороза не боятся (до минус 20 градусов). Расходные материалы и комплектующие для своих аккумуляторов AT Energy закупает как в России, так и за рубежом.

«Для научных разработок подразумеваются небольшие серии, так что мы пока не можем дать потенциальным российским производителям необходимых нам компонентов горизонт планирования, чтобы они могли локализовать их производство», — объясняет Шапошников. не называет). Ими также были оснащены », которая использовала их при видеосъемке Олимпиады в Сочи. «Одна из целей компании была протестировать наши системы на  , и нам было все равно, заплатят нам за это или нет», — вспоминает. На сегодняшний день у AT Energy подписан ряд контракт, потенциальная выручка по которым, по словам, составляет 100 млн руб. (в основном с  ). Финансовые результаты деятельности AT Energy Шапошников не раскрывает. По данным «Контур. Фокус», в 2014 году компания имела выручку в 12,4 млн руб. и чистый убыток в 1,2 млн руб. Стоимость топливных элементов мощностью до 0,5 кВт производства AT Energy, по словам Шапошникова, колеблется в интервале $10–25 тыс., в зависимости от типа беспилотника, стоящих перед ним задач, длительности полета и других параметров. Девальвация рубля, по словам, облегчит компании выход на мировой рынок.

«Мы ставим себе цель в 2016 году завязать отношения с западными игроками, а в 2017 году сделать первые продукты для основных типов зарубежных », — говорит он. Взгляд со стороны ИНВЕСТОР « AT Energy удалось создать топливный элемент с уникальными характеристиками» Олег Перцовский, директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» «Они смогли сделать устройство, которое работает при отрицательных температурах, при этом достаточно компактное и недорогое. Для наукоемких проектов четыре года — это короткий промежуток времени, поэтому они движутся нормальными темпами, на наш взгляд. Беспилотники — это одна из очевидных и наиболее перспективных сфер для применения топливных элементов. Заменив источник питания, беспилотник сможет при тех же массово-габаритных характеристиках в несколько раз увеличить время полета. Еще есть рынок автономного энергоснабжения, например для сотовых сетей, где есть большая потребность в источниках питания небольшой мощности в отдаленных районах, куда не подведены электрические сети». «Создание конкурентного продукта и выход на этот рынок имеют значительные инвестиционные риски» Сергей Филимонов, руководитель корпоративного венчурного фонда GS Venture (в составе GS Group) «Рынок топливных элементов с высокой емкостью значительно шире и сложнее сферы беспилотных летательных аппаратов. Но топливным элементам предстоит конкурировать с рядом существующих источников энергии, как с точки зрения эффективности, так и стоимости. Создание конкурентного продукта и выход на этот рынок имеют значительные инвестиционные риски. Для GS Venture направления БПЛА и топливных элементов достаточно интересны, но фонд не готов инвестировать в стартап только потому, что эта компания работает в развивающейся сфере и нацелена на активно растущий рынок.

КЛИЕНТЫ «Это лучшая технология на рынке, но слишком дорогая» Олег Панфиленок, основатель и генеральный директор компании Copter Express «У AT Energy очень сильная технология. Связка «топливный элемент плюс баллон с водородом» позволяет добиться уверенной энергоемкости, существенно более высокой, чем в литиево-полимерных или литиево-ионных батареях. Мы уже спроектировали дрон для картографирования, около 1 метра в диаметре, чтобы облетать большую территорию, — если на него поставить водородно-топливные элементы, он будет летать до четырех часов. Это было бы удобно и эффективно, не пришлось бы по несколько раз сажать аппарат для подзарядки.

На сегодняшний момент это точно лучшая технология на рынке, но есть одна проблема: для нас это слишком дорого. Один элемент питания от AT Energy может стоить порядка 500 тыс. руб. — на порядок выше, чем литиево-полимерный аккумулятор. Да, это в полтора раза дешевле иностранных аналогов, но нам надо в десять. Мы не военные, у которых есть бюджеты, мы коммерческая компания и не готовы платить большие деньги.

Это для военных характеристики беспилотника важнее, чем его стоимость, а для коммерции наоборот — лучше пусть он будет хуже, но дешевле». «Время полета дрона для многих задач является самым важным фактором» Максим Шинкевич, гендиректор группы компаний «Беспилотные системы» «Мы очень хорошо знакомы с компанией AT Energy и подписали с ними соглашение о сотрудничестве. Мы недавно закончили разработку нового мультикоптера увеличенного размера с полезной нагрузкой до 2 кг, который будет оснащен топливными элементами от AT Energy и будет летать на них от 2,5 до 4 часов. На литиевых аккумуляторах такой дрон летал бы всего 30 минут. Этот беспилотник может использоваться как в гражданских, так и в военных целях — это комплекс видеонаблюдения для поиска и спасания людей, мы уже готовы запускать его в серию. У нас уже есть на него первый гражданский заказчик, как только мы покажем его в действии, появятся и другие контракты.

Одна из главных проблем в массовом использовании топливных элементов — отсутствие сети станций для их зарядки. Они дороже аккумуляторов (в результате стоимость дрона с их использованием увеличивается на 15%), но взамен вы приобретаете увеличение продолжительности полета более чем в два раза. Время полета дрона для многих задач является самым важным фактором».


Видео-бонус:

Похожие новости:

Скважина инноваций: что мешает снизить себестоимость нефти :: Экономик ... Скважина инноваций: что мешает снизить себестоимость нефти :: Экономик ... Дорогая добыча Котировки нефти бьют антирекорды. Все актуальнее становится вопрос себестоимости нефти. , себестоимость добычи тонны нефти в 2015...
Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России :: Свое ... Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России :: Свое ... Математик из Самары Андрей Бойцов занимается бизнесом всю жизнь. В 1990-е он работал финансовым директором в нескольких компаниях,...
Один на весь мир: как LegalSpace намерен заработать на  ... Один на весь мир: как LegalSpace намерен заработать на  ... Артем Голдман и Андрей Зиновьев летом 2015 года запустили онлайн-маркетплейс поиска юристов по всему миру LegalSpace. Предприниматели...
Ящик на все руки: как заработать на постаматах :: Свое дело  ... Ящик на все руки: как заработать на постаматах :: Свое дело ... Как придумали Идея создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора...
Как это сделать: привлечь инвестиции в кризис :: Свое дело :: РБК Как это сделать: привлечь инвестиции в кризис :: Свое дело :: РБК Создавайте большое Даже на самом пессимистичном рынке инвесторы все равно ищут будущих «единорогов». Каждый хотел бы первым вложиться...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь>
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Добавить

Комментарии

rss
Карта