* РБК — новости

* *

Данте. Божественная комедия. Обсуждение на LiveInternet

Amymone обратиться по имени Суббота, 08 Марта 2014 г. 21:11 ( ссылка )

Модель художественного мира «Божественной комедии» Данте
Это было время наивно-реалистического восприятия мира. Древний человек пыталась узнать все, что его окружало, и определить в окружающем свое место. Мир уявлявляеть-ся как единая неделимая модель природы и человека, очеловечиваются непонятные явления природы.
Притворно времена земля представлялась как плоский пространство (в крайнем случае как сфера - мифы о земле, которая держится на трех слонах, трех черепахах или трех китах). Это земная модель, делится на реальный и потусторонний миры, в котором наряду живут боги и люди (Олимп расположен на земле, а не на небе, но выше плоскости, где живут несовершенны люди, которые существуют в темноте). Развитие историко-культурного процесса отражается в мифологии (Прометей вместе с огнем дарит человеку разум - главный источник развития. И человек использует его достаточно успешно). Осваивая окружающую среду, она осознает свою значимость, силу, ум, стремится к совершенству, пытается выйти на поединок со всем, одо еще недавно ее пугало. Человек становится центром античной модели мировоззрения, поэтому неслучайно появляется когорта полубогов-героев, которые прославляют прежде силу, дух, разум человека, его способность преодолевать жизненные препятствия как природного, так и социального плана.
Человек осмысливается как величественное самоценное творение, которое нашло свое отражение как в мифологии, так и в античной культуре (человек в центре литературы, скульптуры, боги имеют человеческий облик, начало Олимпийские игры, восхищение красотой человеческого тела). Человечество в это время мыслит конкретными образами. Период античности является эпохой «детского» восприятия и осознания действительности и осмысления места человека в ней. Это модель зитропоцентрична (человек в центре).
После небывалого расцвета и подъема (золотой век Римской культуры) по законам истории наступила эпоха упадка (распалась Римская империя, на территории Западной Европы происходит активный процесдержавотворення в полуварварской народов). Европа вступила в эпоху Средневековья. Но в недрах античной культуры зародилось новое мировоззрение - христианская мораль, по сравнению с древней, была прогрессивной, ведь ее основными постулатами стали Любовь, Прощение, Милосердие.
Однобожжя (в триединой ипостаси Бога-Отца, Бога-Духа Святого и Бога-Сына) позба-выло высшую силу реальных античных очертаний. Понятие «Бог» становится абстрактным. Сфера его постоянного пребывания переносится на небеса (человечество не приняло сразу идеалов христианства). Распятие ИсусаХриста стало пределом отчуждения человека и Бога. Божественная истина оказалась ненужной на земле, где царил хаос (одни народы порабощали другие, примерно тысячелетия лилась кровь, пока в Европе были установлены стали границы). С другой стороны, христианская вера стала огромной объединяющей силой во время формирования государств и наций, идеалом внутреннего самосовершенствования человека).
Средневековая модель мира теоцентрична. В центре ее Бог, который стоит над всем. Человек видится как слабая, несовершенна существо, живущее на земле (создается впечатление, будто человечество снова вернулось к древнему осознание своего несовершенства и уязвимости). Земное существование провозглашается подготовкой к небесной жизни. Максимально сильной становится роль церкви, берет на себя право третейским судьей ценностей человеческой жизни. Проповедуется земной аскетизм, отказ от наслаждений. Но сутки Средневековья имела и огромное положительное значение, поскольку мировоззрение перевернулось с горизонтальной плоскости в вертикальную и добавил возможность каждому углубиться в свой внутренний мир, стремиться духовного совершенства. Если во времена античности человек пыталась доказать свою красоту, совершенство и гармоничность, то средние века сделали краеугольным камнем ее духовный подъем. Видение мира становится идеалистическим, что разделяет его на материальную и духовную сферы (в материальном мире живет человек, в духовном - Бог). Проблема внутреннего совершенствования личности, прославление идеала Бога становятся центральными в культуре. Но государства и формирования наций порождает основы светского восприятия действительности с идеалами служения стране, народу, прекрасной даме (героический европейский эпос, рыцарские романы, лирика трубадуров, вагантов). То есть в Средневековье уже зарождаются ростки сближения земного и небесного. Это поняли уже такие мыслители-богословы, как Хома-Аквинский, Иоанн Дамаскин и др.
Данте написал поэму разговорным итальянским языком, что считалось признаком низкого жанра (при нем все стоит воспевание быть написано на латыни (ею же велось богослужение). По мировоззрением средних веков жизнь человека не достойное освещаться высоким пафосом, присущим трагедии (трагедийный характер имели произведения, которые рассказывали о жития святихта воспроизводили определенные сюжеты из Библии.
Произведение Данте имеет трагическое начало и счастливый конец (признак характерен именно для комедии).
Кроме того, Данте Алигьери стремился всесторонне отобразить жизнь человека и понять его духовные ценности, а в жизни всегда радость и печаль рядом, комическое и трагическое неразделимы.
Поиски умершей возлюбленной Беатриче ( «той, которая дарует благодать») позволили Данте исследовать мир нравственных ценностей, понять, что человек стремится быть счастливым на земле. Следуя христианских верований о пожизненном жизни души, Данте исследует проблему ответственности человека за свои поступки и возможности духовного совершенствования (очищение от грехов и прощение.
Данте назвал свою поэму "комедия" по принятым средневековыми канонами: так называли тогда произведения, которые начинались грустно, а заканчивались счастливо. Эпитетом «божественная», то есть «прекрасная», поэму наделил первый биограф Данте, автор знаменитого "Декамерона» Дж. Боккаччо ". Он начинает поиски Беатриче,« преодолев полпути жизни земной ... »(Продолжительность жизни во времена Данте - примерно 70 лет) . Поэтому, очевидно, лирическому герою примерно 35 лет. Уже в первой главе произведения или песни первой (выясняется в случае необходимости, почему автор называет части своего произведения песнями), прослеживается увлечение Данте античностью, особенно Вергилием, что давало ему право использовать вла -стивий произведениям учителя (который в свою очередь подражал Гомера) разделение на песни (воспеть то, что его волнует).
Мнения могут быть самые разнообразные, от того видения, герой не осознает своей жизни без любимого и он готов пройти сложные испытания, лишь бы снова увидеть ее, его стремление со стороны взглянуть не только на собственную жизнь, но и постичь многовековую историю страданий и взлетел человечества . Ведь 35 лет - тот возраст, когда человек задумывается над прожитым, ищет опоры на будущее, оценивает свои ошибки и стремится найти жизненный стержень, необходимый для завершения земного бытия и переходуу вечность уже не как человека, аякии души. Герой стремится найти себя.
Преодолев полпути жизни земной, я вдруг оказался в темной чаще, потому что потерял правоту пути прямого ...
Герой не знает, куда идти дальше, но должен найти праведный путь. Он будет пролегать потусторонним миром - через Ад и Чистилище к Раю, где должен состояться встреча с любимым Беатриче. Композиция поэмы точно соответствует этим этапам путешествия.
На следующем уроке мы выясним смысл путешествия главного героя поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия» в потусторонний мир.

Реклама

Популярные новости


Реклама

Календарь новостей