* РБК — новости

* *

Олесько. Олеский замок

Карта

49 ° 58ь6.55 "с. ш. 24 ° 64ь2.65 "вост. д.

Возможно, самый известный замок Львовщины, возрожденный Героем Украины Б. Г. Возницким с полной руины, находится в поселке Олесько (1,8 т.ж.) возле трассы Киев-Львов. Сейчас это - филиал Львовской Галереи Искусств, где экспонируются образцы декоративного и прикладного средневекового искусства. Првада, время работы музея удивляют (с 10-00 до 16-30, всего). Входной билет по состоянию на август 2010 стоил 10 гривен, разрешение на фотосъемку - 20 гривен.

Замок сказочным видением появляется пассажирам и водителям, следующих по трассе Киев-Львов. Особенно сейчас, когда заработала открыта в 2008 Рои объездная вокруг Олеска. Твердыня стоит на одинокой горе высотой примерно 50 м. Ее покой все еще смущают красные (на самом деле черные, но кто там будет разбираться) кавалеристы Ковпака, зависшие в прыжке над дорогой еще с 1975 г.. Местные жители называют монумент просто - "кони". В 1990-х годах памятник понемногу разворовывали сборщики цветных металлов, но монумент пережил баддитсько-нуждающийся период малой кровью. Знаменитые яйца жеребца еще на месте. Второе животное, как можно убедиться самим, кобыла.

В плане замок необычный - овальный, с крепкими контрфорсами и уютным внутренним двориком. Вокруг крепости - парк, где в 1996г. Проходил пленэр скульпторов. Их работы украшают парковые аллеи. Замечательный, кстати, контраст современной скульптуры и древних сооружений. А напротив замка - капуцинский монастырь, которому посвящена отдельная страница сайта .

Прошлое городка и его укреплений, которые были расположены на рубеже между Галицией и Волынью еще в княжеский период определило дальнейшую судьбу Олеська во времена иностранных завоеваний. Борьба между Литвой, Польшей и Венгрией за выгодное распределение украинского наследия в XIV в. вынесла Олесько на политический горизонт, по которому размежевывалась экспансия ближайших соседей. Тогда битвы за Олесский замок имели важное стратегическое значение как ключ к Волыни или Галичины (Красной Руси), и именно здесь проходила демаркационная линия государственных границ.

Первым документально известным владельцем Олесского замка был Иван из Сенна, гербу "Демено", сын Добеслава Олесницкого, сандомирского воеводы и Екатерины Горайськои, дочери украинском, одного из самых достойных Польши II половины XIV в., Димитр из Горая, гербу "Корчак" . Впервые же крепость упоминается в письменных источниках от 1327, с 1340 по 1366 замок принадлежал последнему галицко-волынском князю Дмитрию-Любарту, а затем перешел в руки польского короля Казимира ИИИ. Но недолго была твердыня у короля: 1370 замок, как и вся Галичина, переходит в состав Венгерского королевства. 1377 венгерский наместник Галичины князь Владислав Опольский передает Олесько католической Галицкой архиепископии.

1431-1432 гг. Вспыхивает антипольское восстание бояр Олещины, которым руководит Ивашко-Богдан Преслужич с Рогатина . Именно тогда твердыня впервые прогремела на всю Русь: гарнизон повстанцев противостоял войскам короля Ягайло. Течение этих событий известный из немногочисленных источников, вроде из "Истории Польши" Яна Длугоша. Известно, что помогали Ивашко Преслужич Маско Каленик и бояре - владельцы окрестных сел. Польские войска так и не смогли захватить град. Защитникам крепости, в 1971 г.. Поставлен памятник у стены замка (авторы - М. Саныч и М. Поскира).

В XV-XVI вв. крепость испытывала многократные нападения татар, была сильно повреждена в 1512 г.., восстановлена ​​1590-го года Станислав Жолкевский. 1605 замок перешел в собственность магнатов Данилович, тогда же здесь служил отец Богдана Хмельницкого Михаил. Иван Данилович завершил реконструкцию крепости в 1620, а 1627-го сыграл пышную свадьбу своей дочери Теофилии и Якуба Собеского. Здесь родился и их сын, славный польский король Ян III.

1646 город был освобожден войсками Богдана Хмельницкого, и в том же году полностью разрушен татарским нашествием.


С 1647 Олесько перешел в собственность Андрея Конецпольского, а уже 1660-го земли делятся после его смерти между 17 должниками. 1682, вернув средства должникам, Ян III Собеский выкупил свой родной замок. Там часто гостил со своей любимой женой Марией Казимира, под наблюдением которой 1684 были проведены реставрационные работы в замке и парке. Она унаследовала имение после смерти Яна III в 1696 г.., А после его смерти здесь властвовал ее сын Якуб. В 1725 г.. Один из сыновей Собеского, Константин, продал Олесько Жевуским. Этот род довел замок в руины, лучшие вещи были перевезены в Подгорцы. Несмотря на огромные прибыли, Жевуские попали в долги, и их имения ушли с молотка в 1796

1781 инженером Мюнтцем было сделано рисунок замка, который считается его старейшим изображением.

1799 в городе родился Вацлав Залесский (Вацлав с Олеська), автор сборника "Украинские и польские песни галицкого населения". Другой вокруг литературным событием, связанным с замком, было пребывание здесь 1820 писателя Юлиана Немцевича, который позже описал эти земли в своих произведениях. В частности, Немцевич вспоминал: "Замок запущен ... покой, где родился Собеский, совсем разрушен, полно мусора ... В другом крыле замка комнаты лучше удержанные ... в одной из них есть портреты Собеского, Жолкевского, Конецпольского и Костюшки". Замок с аукциона достался Зелинскому.

Форпост за свою жизнь настрадался: 1806 здесь был пожар, еще сильнее - в 1836 г.., А в 1838 году во время 15-минутного землетрясения потрескались стены замка и было повреждено левое крыло. В 1875 рухнула замковый колодец, 1951 - сокрушительный пожар крепости от удара молнии. Несмотря на все это, замок выстоял - и прекрасно. :-)

Несколько слов о реставрации: уже в 1891 г.. Были начаты работы по восстановлению замка, а в 1898 г.. В части комнат открыто сельскохозяйственную школу. Новый этап реставрационных работ начался 1933 под руководством ректора Львовской политехники архитектора Витольда Минкевича. Когда Галичина была присоединена к СССР, в замке было организовано лагерь польских военнопленных.

В 1968, после открытия для осмотра часовни Боимов во Львове, возникла мысль взять под реставрацию, а затем создать музей в каком-то из замков. Оказалось - все используются, больше всего - в ПТУ и медицинские учреждения.

Своей красотой и архитектурой привлекал замок в с. Свирж И его планировалось использовать под дом архитекторов. Начальник управления архитектуры А. Шуляр предложил взять Олеский замок - и уже в начале марта 1970 первая реставраторов выехала туда. Тяжелая работа по восстановлению крепости под руководством Бориса Возницкого длилась до 1974 г.., Когда началось создание экспозиции. Палки в колеса вставляли все: в будущей экспозиции видели восхваление барской Польши, было недопустимо с идеологической стороны. И все же музей открыли. В декабре 1975 первую экскурсию для председателя компартии Украины Щербицкого и других почетных гостей провел сам Б.Г. Возницкий.

Восстановленный замок начали активно использовать киношники: здесь снимались фильмы "На крутизне", "Казаки идут", "Время собирать камни", "Пастух Янко", "Дикая охота короля Стаха", "Королева Бона", "Три мушкетера", "Борис Годунов ". Более свежий пример - во дворе Олеска снималась финальная картина польского блокбастера Ogniem i mieczem Ежи Гоффмана.

О готично-ренессансный Троицкий костел читаем здесь .

Теперь об экспозиции.

Не намерен перечислять все, что есть в сборнике, но должна просто вспомнить, что две замечательные брюссельские обои второй половины XVI в. - "Полифем" и "Одиссей на охоте" - попали в музей из моего родного Каменец Попали в ужасном состоянии - и художники-реставраторы постарались.

Олеский музей также, возможно, имеет самую большую в Европе сборник деревянной скульптуры XIV - XIX вв. Основой сборки является скульптура XVIII в. (Томаш Гутер, Конрад Кутшенрайтером, Иоанн Георгий Пинзель, Севастьян Фесингер, Антоний Осинский, Ян Оброцький и другие). К сожалению, сборник скульптуры в фондохранилище - лишь небольшая часть львовской пластики, которую удалось сохранить благодаря Б. Возницкому (часто приходилось вытаскивать шедевры почти с печки, где их пытались сжечь).

Еще в музее можно осмотреть прекрасно отреставрированный иконостас Федора Сеньковича из с. Голоски, надгробие Анны Сенявской (1574) с Бережанского замка , Величественное и огромное батальное полотно "Битва под Веной" Мартино Альтомонте (1692 г.) (еще несколько работ подобного плана, "Битва под Хотином "," Битва под забором "и" Битва под Клушино »- хранятся в фондохранилище в монастыре капуцинов).

В IV зале музея или не самое интересное для меня - иконопись и скульптура XV-XVI вв. В германии или австрии такого добра в каждом местечковом музее, а у нас ситуация значительно хуже. "Богоматерь Елеуса" из села Доросини - это как раз такое редкое в нашей стране XV в. Ее ровесница - Параскева Пятница с Кульчицы. С XVI в. - еще одна мадонна, из Буска. ее приписывают Сучавском художнику Григорию Босиковичу. Тем же веком датированный "Юрий-Победоносец". Хотя туристы дольше стоят у "Страшного суда" с Малой Горожанка: этот комикс ужасов родом с XVI в. можно рассматривать очень долго, персонажей там на несколько часов хватит.

Любимый мой вкусности, готическая круглая скульптура, в Украине вообще явление над-редкое, даже в Олесько ее почти нет. Разве от полихромове распятие с Жидачева (XV в.).

Скульптурный портрет Барбары Радзивилл, жены польского короля Зигмунда Августа, напоминает о трагической судьбе этой девушки, которая пробыла на троне всего полгода (декабрь 1550-май 1551). Она умерла от рака, хотя легенды приписывали ее смерть рукам свекрови, Боны Сфорца. Вероятно, девицу ваял кто-то из иностранцев, гипотетичнго итальянцев - наши скульпторы тогда так не умели.

В V зале (II пол. XVII пол. XVII в.) Натыкаешься на знаковых для наших замков персонажей - то Гербурт с Добромиль , То Стефан Баторий, то Иван Жевуский. Здесь же Иван Данилович, рисованный около 1620 Из скульптуры - юноша с мандолиной (XVII в.) Из села Лановичи. Интересно, там сейчас хоть кто-то умеет играть на мандолине. Особенно среди юношей.

В VI зале сохранилось подлинное лепка ( "Похищение Европы", "Смерть Венеры от Аполлона" "Флора", "Сатурн догоняющего Венеру" и "Диана, купается"), поэтому в нем воспроизведен (гипотетически) один из покоев замка времен Леблана (XVIII в.). У алькова - две женские фигуры-аллегории, тоже авторства скульптора Леблана (1742). В отверстиях окон и дверей - остатки росписей (XVIII в.). На стенах - четыре портрета Жевуских (с Роздола ). Черный мраморный камин - с жовковского замка . Стол и два шкафа выполнены греческими мастерами.

Зеркала-светильники и мебель в VII зале - с Подгорцы . Эскиз плафона "Вакх и Ариадна" выполнен в конце XVII в. Юрием Семигиновським, академиком академии св. Луки в Риме. Неожиданный "Вид Петербурга" происходит из серии гравюр Махаева (1753). В VIII зале - прикладное искусство XVII-XVIII вв. В IХ-м - алтари и иконы с Грибовичей, Белого Камня и Потелич .

В IХ-м - алтари и иконы с Грибовичей, Белого Камня и   Потелич

Романтическая легенда о Жолкевского появилась только в последнее время, рассказывают ее только работники замка. Люди рассказывают об этих событиях чуть Накш. Жолкевский действительно сватался постоянно к дочери Даниловича. А ей было немного "параллельно", кто будет ее мужем. Чего не скажешь о старом Даниловича. Он хотел видеть своего зятя богатым и влиятельным. Итак, наступил тот момент, когда Адам Жолкевский во время игры в карты захотел получить четкий ответ. А когда услышал отказ, то прямо в том же зале покончил с собой. Его как самоубийцу не прятали на кладбище, а просто выбросили в болото, которое было возле замка ...

Вторая быль касается дня рождения Яна Собеского, выдающегося короля Польши (который, кстати, никогда не стеснялся своего украинского происхождения). Он родился во время грозы, на замок еще и тогда напали татары. Когда бабка повитуха положила младенца на черный мраморный стол, ударил очень сильный гром, стол треснул, и бабка оглохла. Сразу же появилось пророчество о том, что новорожденный будет необычным человеком. Пророчества преследовали Собеского всю жизнь .

25 февраля 2009 за долги замок отключили от энергоснабжения.

Температура в замковых помещениях +6, влажность повысилась, сигнализация не работает, музей не действует, остановилась работа и в хранилищах музея.

По состоянию на 2 февраля 2009 года долг Олесского замка (за потребленную электроэнергию составил 38,6 тыс. Грн, и станет 25 февраля задолженность выросла до 50 тыс. 46 грн.

1 марта 2009 музей вновь заработал, конфликт был улажен.

1 марта 2009 музей вновь заработал, конфликт был улажен



Реклама

Популярные новости


Реклама

Календарь новостей