* РБК — новости

* *

Брать. Последняя исповедь - Братья навеки - Культура - dt.ua

За первый прокатный уикенд карпатская драма молодого режиссера Виктории Трофименко "Братья. Последняя исповедь" объединила в Украине - в разных кинотеатрах - 4 тыс. Зрителей. Кассовые сборы за этот же премьерный отрезок составляли 185 тыс. Грн.

Эти показатели стали поводом к философским размышлениям производителей фильма в официальных релизах. Продюсеры Игорь Савиченко и Максим Асадчий (очевидно, синхронно) заявляют: "Это ожидаемые показатели. Чуда не произошло. Но шаг за шагом, фильм по фильму украинское кино пытается достучаться до своего зрителя. И наращивает аудиторию. Для этого нам надо продолжать снимать качественное кино , а кинотеатрам - не бояться его показывать ".

В качестве убойного аргумента, который, очевидно, оправдать и объяснить заработанные колоссальные
185 тыс. Грн, приводится следующая статистика. Фильм Мирослава Слабошпицкого "Племя" собрал в прокате за первый уикенд 170 тыс. Грн, а украинский-турецкий фильм "Люби меня" Марины Эр Горбач - всего-навсего 120 тыс. Грн (позор!).

Как видим, "социалистическое" соревнования однако в пользу "Братьев".

Да и сама коллизия этой картины - конкуренция между единоутробными родственниками доводит их до физического и даже умственного истощения - в определенном смысле, криводзеркальне отражение и наших нынешних "братских" сражений киноконкурентив.

Этика и эстетика регулярно расходятся в кинобизнесе. Если принцип "у соседа еще хуже, чем у меня" становится серьезным поводом для официальных "релизов", которые, наштампувавшы десятками, рассылают в СМИ, то, безусловно, "Братья" имеют глубинную жизненную историческую и всегда актуальную основу. Словом, навеки "братья"!

Однако сам фильм оставляет незавершенной спор о пути-дороги авторского и мейнстримного украинского кино в прокате. Определенные успехи все еще никак не совместимы с интересом к этому же кино в зрительных залах. Там - провал за провалом, одно фиаско подгоняет другое.

Поиск некой универсальной "формулы любви", которая гарантировала бы золотой рецепт элитарности и хотя бы относительной массовости (как это получается, например, у деятелей европейского кино), у нас постоянно заходит в тупик. Кино "для избранных" и кино "для зрителей" сосуществуют, как братья: на тропе войны, вражды, непонимания, бескомпромиссности. Говорить, как некоторые продюсеры, о каком "чудо", о "наращивание аудитории", очевидно, придется лишь тогда, когда зритель искренне проголосует рублем. Пока же, к сожалению ( "Поводырь" - исключение), голосовать не очень спешит.

Между тем фильм Виктории Трофименко, работа над которым продолжалась пять трудных лет, на мой взгляд, имел кассовый потенциал, поскольку в его основе лежал очень хороший материал - на разные вкусы и возрастные аудитории.

Первоисточник - "Джмелиний мед" писателя Торгни Линдгрен - история не только для Трофименко, но даже для фон Триера, Вонга Кар Вая и Бертолуччи. Камерная экзистенциальная драма Линдгрена - большая история любви и ненависти, наэлектризованная страстями, обеспечена сильными характерами и драматическими сюжетными поворотами.

Перенос шведского романа на украинскую почву предполагало не только влюбленность режиссера в украинском пейзаж. Думаю, здесь глубже. Возможно, даже неосознанно глубже.

Тема братьев - их извечной вражды, любви-ненависти - один из мифологем, в том числе и отечественной культуры.

Популярные брать Карп и Лаврентий в "Кайдашевой семьи" Ивана Нечуй-Левицкого годами делят одну несчастную грушу, которая в разных версиях повести то засыхала, то снова цвела.

Савва и Михаил - плохой и хороший - так или иначе делят землю в одноименном выдающемуся романе Ольги Кобилянсткои. И уже сама земля становится сущим наказанием для каждого из них.

В таких братских противоречиях ключевое глагол - «делить». Резать пополам (в лучшем случае) - и землю, и имущество, и остальные нажитого непосильным трудом.

Брать в картине Трофименко расширяют ареал захватывающего процесса "делить". Потому что они до последнего земного вздоха делят время и память. У каждого - свои претензии на эти ветряные философские субстанции. Как и ожидалось, это тяжелее судьба - делить на двоих одну память: о матери, о любимой, о сыне, о некогда счастливое "вчера". Это же не гектар земли, который, отмерив туда-сюда веревкой, тут же и крайне себе нужную часть. Гораздо сложнее со временем и памятью, когда они как бы общие и будто на двоих.

Фильм Трофименко (если не повторять сентенций коллег-критиков о тех или иных художественные свойства картины) как раз еще и об этом. О том, что трагическое и найбезуспишнише, что может выпасть на долю человека, - делить пространство, не территорию, в сундук с утварью, а время, которое не имеет границ. И Память, которая эти границы предусматривает.

Если в поэзии принято выделять линию пейзажной лирики, то, на мой взгляд, и "Братья" - пример чистого "пейзажного кино". То есть это фильм, энергия которого перетекает преимущественно в природу, в погоду, будто консервируя прошлый и нынешний время, пытаясь этот же время остановить или растянуть. В монтажера рука не поднимается отрезать лишний кадр. Оператор, в свою очередь, тоже завороженный пейзажами Карпат (незыблемым время безвременья) он молча ставит камеру, идет курить, оставляя нас самих - в горах - в объятиях вечности. Этот фильм мог бы продолжаться не 2:00, а все 22 - с тем же самым сюжетным наполнением.

Чем стилистика "Братьев", его внутренняя пластическая партитура напоминает медленный макабрический танец в инвалидной коляске. Две руины, а когда - два брата-акробата, каждый на свой лад "танцует" на самом краешке жизни, уже почти выскользнуло, изрыгая яд ненависти или прокислый солод давних иллюзий.

Режиссера и оператора, на мой сторонний взгляд, больше всего в этой картине захватывает бренна материя мира. Она отражена в буйстве и упадке неповторимых карпатских пейзажей. Она же (бренна материя мира) похожа на потрескавшуюся непаханую землю - лицо умирающих братьев, Станислава и Войтко. Эти лица отражают такое послание: приятно вспомнить во время заката любовь, убитую когда-то ...

Присутствие в кадре актеров Виктора Демерташ и Олега Мосийчука (старые братья) - победа кастинг-менеджера, которому удалось найти эти разные, но родственные лица, внутренних драм на которых отражается больше, чем в режиссерском сценарии.

Братская проблема "делить" глазами умирающих братьев далека от бытовых причин и мотиваций, погруженная исключительно в экзистенциальный подтекст. Видимо, так же, как и "Земля" О. Кобылянской: советские литературоведы обвиняли в трагедии братьев только бедную землю. Но виновата - человек. Земля, любимая, ребенок - все эти объекты деления - только следствие. А причина - темное, дикое, тревожно-языческое нутро самого человека. То есть внутренний мир, с которого человек выгнала Творца. И место его занял бис. Поэтому "Братья" Трофименко - еще и о двух мелких бесов, которые превратили свою долгую жизнь на рукотворный ад, на садистское удовольствие наблюдать, как увядает и мучается другой.

В этом аду уже ничего не исправит даже "святая Мадонна", символом которой становится земная женщина-писательница, глубоко и тщательно сыграна актрисой Натальей Половинкой.

Не сомневаюсь, такой материал способен истощить даже маститого режиссера. Поэтому упрямство и жадность (очевидно, боролась за каждый кадр, поэтому и фильм получился слишком затянутым) молодого режиссера Виктории Трофименко у меня, например, вызывают уважение. Хочется пожелать ей такой же упрямства не только в достижении фестивальных дипломов (различной категории), но и в укрощении строптивого украинского зрителя. Он не такой наивный, как о нем порой думают фестивальные снобы. И не так прост, каким его воспринимают производители коммерческой "стены".

PS А тем временем продюсеры "Братьев" - Игорь Савиченко и Максим Асадчий - призывают оскаровский комитет в Украине к немедленным действиям. Поскольку наша страна может не успеть с заранее отобранным фильмом в обойму иностранных картин, которые представляются на "Оскар". А "Братья", как вы догадались, тоже хотят на этот праздник ...

Похожие

Волгоград
Город в Волгоградской области, Россия Волгоград Волгоград Гимн: нет [3] Расположение Волгограда Показать карту России Волгоград (Волгоградская область) Показать карту Волгоградской области Координаты:

Комментарии

Может возникнуть вопрос, на какой стадии развития должен быть ребенок, чтобы иметь возможность брать его в поездку?
Может возникнуть вопрос, на какой стадии развития должен быть ребенок, чтобы иметь возможность брать его в поездку? Конечно, ребенок должен сидеть и иметь возможность дольше оставаться в сидячем положении. Конкретный возраст индивидуален для каждого, но еще не рано сажать ребенка в автокресло и отправляться с ним в дальние поездки, поскольку это может нанести вред молодому развивающемуся телу. Следует помнить, что чем моложе наш пассажир, тем поездки должны быть короче, дополнительно с большим
Не раз спрашиваю: почему идешь на исповедь?
Не раз спрашиваю: почему идешь на исповедь? В ответ слышу: Рождество на носу (или Пасха), вторые скажут, что родители заставляют, третьи: иду, потому что друзья уходят, а другие скажут: идем на исповедь, у нас свадьба, юбилей или какой-либо другой импреза, но редко кто скажет , что я иду на исповедь, потому что чувствую большое сожаление за грехи, которыми я оскорбил лучшего своего Господина и Бога, иду, чтобы Его извиниться. И поэтому неудивительно, почему люди так редко исповедуются, потому что
Ua/?
ua/?termin=Akt_proholoshennia (Последний просмотр: 04.06.2019) Энциклопедия истории Украины (Т. 1: А-В) в электронной библотеци

Может возникнуть вопрос, на какой стадии развития должен быть ребенок, чтобы иметь возможность брать его в поездку?
Не раз спрашиваю: почему идешь на исповедь?
Ua/?

Реклама

Популярные новости


Реклама

Календарь новостей