Финансовый словарь - включает наиболее часто употребляемые термины современной финансовой и банковской практики. Особое внимание уделено терминологии финансового анализа, а также финансового менеджмента. Финансовый словарь рассчитана на широкий круг читателей, работающих в разных сферах бизнеса, студентов, учащихся и преподавателей. Он окажется полезной всем, кто стремится расширить свои представления о современных финансах и желает чувствовать себя уверенно в профессиональной деловой жизни.
Для навигации по Финансовому словарю используйте алфавитное меню:
Страница была полезной? Методика анализа эффективности и интенсивности использования акционерного капиталаСуществует несколько видов посреднических договоров: поручения, комиссии и агентирования. Все эти договоры объединяет то, что посредник всегда действует в чужих интересах и за чужой счет. За это он получает вознаграждение от клиента. В договоре поручения такого клиента называют доверителем, в договоре комиссии — комитентом, а в агентском договоре — принципалом. Соответственно, посредников называют поверенным, комиссионером или агентом.
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (п. 1 ст. 971 ГК РФ). Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Однако при этом доверитель не может постоянно контролировать действия своего поверенного. В этом и заключается особенность договора поручения — отношения сторон носят лично-доверительный характер, а в его основе лежит высокая степень доверия. Об этом свидетельствует и возможность одностороннего отказа от исполнения договора без указания соответствующих причин.
На практике всегда следует внимательно относиться к оформлению доверенности, в которой четко и подробно должны быть описаны полномочия поверенного, а также более детально регламентировать основания прекращения договора поручения.
Поверенный обязан исполнить поручение, данное ему доверителем, лично и в соответствии с указаниями последнего. Поверенный вправе отступить от указаний, если это делается в интересах доверителя, но при этом не выходя за рамки полномочий, определяемых доверенностью.
Гражданский кодекс четко устанавливает два случая, когда при невозможности лично осуществлять действие поверенный может возложить исполнение поручения на своего заместителя:
поверенный прямо уполномочен на это самим доверителем; поверенный вынужден к этому силою обстоятельств для неотложной охраны интересов своего доверителя (п. 1 ст. 187 ГК РФ, п. 1 ст. 976 ГК РФ).Однако в этих случаях за доверителем также сохраняется право отвода избранного поверенным заместителя. Кроме того, поверенный отвечает перед своим доверителем за выбор заместителя (включая возмещение возможных убытков, причиненных обнаружившейся неудачей выбора), если только сам доверитель прямо не указал в договоре или в доверенности возможного заместителя и никакого выбора у поверенного не было.
В целях налогообложения прибыли организаций квитанция в форме бланка строгой отчетности с необходимыми реквизитами является документальным подтверждением расходов работника на такси от аэропорта до гостиницы и обратно.
При исчислении НДФЛ указанный документ является также основанием для исключения стоимости услуг такси из налогооблагаемой базы.
Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 168 ТК РФ, письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-03-07/24654).
ТК РФ предоставляет работодателям (за некоторыми исключениями, предусмотренными ч. 2 и 3 ст. 168 ТК РФ) право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения трудовых функций вне места постоянной работы.
Расходы на командировки, в том числе стоимость проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом для целей гл. 25 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Следовательно, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника на такси возможно только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности (см., например, письма Минфина России от 27.08.2009 № 03-03-06/2/162, УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 № 16-15/109748@, от 29.11.2010 № 20-15/124949).
Международный валютный фонд (МВФ) — специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю гоcударствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года. В 1947 года фонд начал свою деятельность. Штаб-квартира МВФ раксполагается в г. Вашингтоне, США.
МВФ является международной организацией, которая объединяет 184 государства. Фонд был создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов; поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира; и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции — которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам — значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств - членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.
Цели Международного валютного фонда следующие:
Обеспечивать международное сотрудничество в денежной сфере через сеть постоянных институтов, которые консультируют и принимают участие в решении многих финансовых проблем. Содействовать развитию и сбалансированному росту международной торговли, и вносить вклад в продвижение и сохранение высокого уровня занятости и реальных доходов и развивать продуктивные силы во всех странах - членах фонда, как первичные объекты экономической политики. Обеспечивать стабильность валютных курсов, сохранять правильные обменные соглашения между участниками и избегать разлиных дескриминаций в данной сфере. Помогать построению многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами - членами фонда и для снятия ограничений на обмен валют, которые препятствуют росту международной торговли. Обеспечивать поддержку государств - членов фонда, предоставляя средства фонда для решения временных проблем в экономике. В соответстветствии с перечисленным выше, сокращать продолжительность и уменьшать степень неуравновешенности международных балансов счетов своих членов.История централизованной системы теплоснабжения (ЦСТ) в городе Одессе насчитывает уже более 60 лет. Появление ЦСТ в городе с миллионным населением было делом времени. Пришла пора избавляться от печного отопления с его энергетической не эффективностью и неудобством для жильцов, когда каждая квартира имела свой сарай с дровами и углем, запас которых необходимо было пополнять ежегодно.
В городе наступало время массового строительства многоэтажных жилых домов. При этом теплоснабжение 5-ти и 9-ти этажных зданий можно обеспечить только домовой системой водяного отопления. К тому же подоспел ввод в эксплуатацию Одесской ТЭЦ, в 1950 году - первая очередь, а в 1953 году - вторая очередь. На базе централизованного источника теплоэнергии - Одесской ТЭЦ - и началась теплофикация города.
Начало теплофикацию РЭУ "Одессаэнерго" (Районное энергетическое управление) Минэнерго СССР. Первой производственной единицей, осуществляющей теплофикацию города, был цех тепловых сетей Одесской ТЭЦ, размещавшийся на территории ГРЭС, ул. Московская,70. Цех возглавил Полизо Георгий Дионисович, мастером работал Брыленко Иван Михайлович, инженер Кошелап Галина Сафроновна и пять слесарей: Виктор Гусаченко, Виктор Шуба, Владимир Гаспарян, Эдуард Игнатьев, Александр Поляков.
Позднее было выделено помещение на территории ТЭЦ в районе коллекторной.
Впоследствии начальником теплосети был назначен Антоненко Владимир Иванович, а Полизо Г.Д.-главным инженером.
Численность персонала возросла и участок был переведен в подвальное помещение ведомственного дома ТЭЦ на ул. Пастера,21. В том же году началось строительство административно-производственного корпуса по ул. Балковской,1-б.
МСФО разработаны негосударственной некоммерческой организацией – Советом по МСФО (International Accounting Standards Board (IASB)) – по инициативе крупных компаний. Формально никакое государство не может оказывать влияние на решения, принимаемые этой организацией.
Финансируют IASB на добровольной основе международные бухгалтерские фирмы, многочисленные крупные компании, банки, а также правительства многих стран.
Основная цель организации – разработать в общественных интересах единый комплект высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирно принятых стандартов финансовой отчетности, основанных на четко сформулированных принципах.
В настоящее время уже более чем в 100 странах официально предписано или разрешено применять МСФО.
Состав международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений к ним
Отчетный период
Компания может составлять отчетность за год, оканчивающийся на любую дату (Пункт 36 МСФО (IAS) 1). Например, отчетный год компании Siemens начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября.
Более того, если посмотреть пункт 37 МСФО (IAS) 1, мы увидим что, компаниям разрешено составлять отчетность за период продолжительностью 52 недели (то есть 364 дня). Ведь календарный год содержит нецелое число недель (примерно 52,14 недели), и составлять отчетность за этот период некоторым компаниям неудобно.
План счетов и формы отчетности
В структуре международной отчетности отсутствует единый утвержденный или рекомендованный план счетов. Каждая компания, составляющая отчетность по МСФО, разрабатывает свой план счетов исходя из специфики своей деятельности и необходимой детализации финансовой информации.
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность ведения бизнеса для предприятия, является возможность управлять своей платежеспособностью. Основным инструментом управления денежными средствами служит система управленческого учета и бюджетирования. Денежный поток контролируется в бюджетировании с помощью Бюджета движения денежных средств. В статье авторы пытаются раскрыть основные подходы к формированию бюджета движения денежных средств и предложить свою методику формирования этого бюджета.
Под бюджетом движения денежных средств (БДДС) понимают бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия [1].
Для эффективного ведения бизнеса предприятию в настоящем и будущем необходимо иметь положительный баланс денежных средств. Именно поэтому БДДС отводится главенствующее место в системе бюджетирования. Как отмечает В.Хруцкий "в бизнесе есть только одна непоправимая ошибка остаться без денежных средств на расчетном счете или на том счете, с которого можно финансировать текущие операции и инвестиционные проекты" [1] .
БДДС составляют как с целью обеспечения постоянного наличия денежных средств, направляемых на исполнение обязательств предприятия, так и для эффективного использования избытка этих средств [2] . Следовательно, в БДДС должны быть предусмотрены меры против так называемых "кассовых разрывов", т.е. ситуаций, связанных с нехваткой наличных денежных средств для текущих выплат (в качестве мер могут быть банковские кредиты, выпуск акций или иное привлечение денежных средств). Временно свободные денежные средства могут направляться, например, в инвестиционные проекты, банковский вклад под процент и т.д.
Таким образом, БДДС должен обеспечивать наличие оптимального ежедневного остатка (конечного сальдо) денежных средств на протяжении всего периода планирования:
Конечное сальдо денежных средств =
начальное сальдо денежных средств + поступления - выплаты (1)
Интернет-поддержка зарегистрированных пользователей
"1C:Управление производственным предприятием 8" является комплексным прикладным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии. Решение позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Прикладное решение создает единое информационное пространство для отображения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, охватывая основные бизнес-процессы. В то же время четко разграничивается доступ к хранимым сведениям, а также возможности тех или иных действий в зависимости от статуса работников.
На предприятиях холдинговой структуры общая информационная база может охватывать все организации, входящие в холдинг. Это существенно снижает трудоемкость ведения учета за счет повторного использования разными организациями общих массивов информации. При этом по всем организациям ведется сквозной управленческий и регламентированный (бухгалтерский и налоговый) учет, но регламентированная отчетность формируется раздельно по организациям.
Факт совершения хозяйственной операции регистрируется один раз и получает отражение в управленческом и регламентированном учете. Необходимость повторного ввода информации исключена. Средством регистрации хозяйственной операции является документ, причем для ускорения работы широко используются механизмы подстановки данных "по умолчанию", ввод новых документов на основании ранее введенных.
Необходимым условием для радикального расширения сотрудничества российских предприятий с иностранными партнерами, а также для привлечения зарубежных инвестиций является публикация финансовых отчетов, подготовленных в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Для решения этой задачи в состав конфигурации включена специальная подсистема учета по МСФО.
Подсистема учета по МСФО разработана фирмой "1С" при консультационной поддержке компании PricewaterhouseCoopers. Подсистема предоставляет финансовым службам предприятия готовую методологическую основу для ведения учета в соответствии с МСФО и может быть адаптирована к особенностям применения стандартов на конкретном предприятии.
Подсистема учета по МСФО обеспечивает:
ведение финансового учета и подготовку как индивидуальной, так и консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО; трансляцию (перенос) большей части учетных записей (проводок) из подсистемы бухгалтерского учетапо правилам, которые могут гибко настраиваться пользователем; параллельное ведение учета по российским и международным стандартам по тем участкам, где различия между российскими нормативами и требованиями МСФО существенны (например, учет основных средств, нематериальных активов); проведение собственных регламентных документов (например, начисление расходов, учет резервов, учет обесценения активов и ряда других), а также внесение корректирующих записей в "ручном" режиме.Подсистема включает в себя отдельный план счетов, который соответствует требованиям МСФО и может настраиваться пользователем. Способы получения данных для учета по МСФО поясняются схемой.